flammalu (flammalu) wrote,
flammalu
flammalu

Categories:

Литературный клуб 1. А. С. Пушкин «Выстрел».

16524574_Vasiliy_Tropinin_ASPushkin_1827

Где наиболее полно раскрывается загадочная русская душа? Где можно узнать и пережить все радости и беды, постигнуть сложность и легкомыслие, благородие и пороки, реальность и мечты все, что было и есть на нашей великой и многострадальной земле? Все это отражено в русской литературе, в трудах знаменитых отечественных писателей.
Именно поэтому я решила посещать литературный клуб.
Третьего числа я была на первой встрече клуба, которую организовали в Ростове-на-Дону представители патриотического общественного движения «Суть Времени».
Встреча прошла в очень теплой и веселой обстановке. Мы обсуждали цикл рассказов А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», а именно «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В ходе обсуждения велись оживленные дискуссии, все присутствующие высказывали свое мнение.
Так что привожу ниже основные мысли и мнения, которые звучали на встрече.

1) «Выстрел».

53b51a91a5321

В начале рассказа идет повествование о особенностях гусарской жизни, об армейских офицерах, каждый вечер собирающихся для игры в карты с пуншем, о дуэлях, которые происходили почти ежедневно и которые служили главной проверкой людей на смелость и бесстрашие. При этом один из участников нашей встречи провел параллель с книгой «Три мушкетера», в которой жизнь французских военных описывается сходным образом. Да и среди русского дворянского сословия того времени (конец XIII, начало XIX века) было очень модно читать французские романы и говорить на французском языке, в чем мы убеждаемся практически в каждой повести.
Наибольшим почетом, в те времена, пользовались люди отважные, не боящиеся смерти, за что им прощались многие человеческие пороки. Вот таким и был главный герой повести — Сильвио в молодости. Его все уважали и он чувствовал себя на гребне волны до тех пор, пока не определился в его полк молодой граф, обладающий не меньшим бесстрашием и личной притягательностью. Тогда первенство Сильвио пошатнулось, и отвергнув попытки графа подружиться, он начал всячески уязвлять его. В конце концов дошло до того, что шепнув графу на ухо какую-то пошлость, и получив, за то, заслуженную пощечину, Сильвио вызвал своего соперника на дуэль.
Мы долго обсуждали вопрос о том, чего именно хотел добиться Сильвио этой дуэлью. Ведь на лицо была его неправота. И некрасивый поступок совершил именно он, ведь это он говорил на ухо какие-то непристойности графу. Он чувствовал зависть к яркому и обеспеченному человеку. Именно поэтому хотел унизить его, восстановив, таким образом свое первенство и приобретя превосходство. Так положительный или отрицательный он герой? Мы пришли к выводу, что в те далекие времена вопросы чести и морали были несколько иными чем сейчас, и, возможно его отважность в данной ситуации прощала его зависть. Звучит это примерно так: «Да, он поступает некрасиво, но ведь он готов рискнуть жизнью, а значит его можно простить». При этом убийство на дуэли не самое главное — главное отстоять свою честь и доброе имя.
Но на дуэли все сложилось не так как хотел Сильвио. По жребию первым стрелял граф и промахнулся, прострелив Сильвио шапку. Затем граф взяв свою шапку полную черешни, стал есть ягоды с безразличным видом и плевать косточками.
Организатор встречи рассказала, что данный момент в какой-то мере автобиографичен. А. С. Пушкин участвовал в дуэли с офицером Зубовым, принеся с собой черешню. Пушкин спокойно ел, пока противник целился. Зубов промахнулся, а Пушкин от выстрела отказался.
В повести же - Сильвио отказался стрелять, сказав, при этом, что воспользуется правом выстрела в другой раз. Почему же он отказался? Потому, что убийство как таковое не принесло бы ему удовлетворения. Перед ним стоял человек, которому нечего в жизни терять, в его глазах не было страха. Поэтому Сильвио, желающий морального превосходства над соперником, отложил дуэль до того времени, когда графу будет что терять.
Далее Сильвио уехал в город N, и провел несколько лет практически каждый день думая о своей мести и тренируясь изо дня в день в стрельбе, испещрив всю свою комнату пулями. Он даже отказался драться на дуэли с молодым офицером, который оскорбил его, казалось бы даже больше чем граф в прошлом. Офицер кинул в него железный предмет, считая, что он не так посчитал очки при игре в карты, при чем в собственном доме Сильвио. Ведь это почти попытка убийства — гораздо хуже чем пощечина данная по заслугам. Но Сильвио отказывается от дуэли с офицером, потому, что если он потеряет жизнь, то не сможет отомстить графу. Этим всем он делится с Белкиным, от лица которого идет повествование, желая объясниться перед разочаровавшимся в его отважности и благородстве другом, почему он не решился на дуэль с офицером. Мы долго удивлялись — как можно для очищения своей совести перед кем-то рассказывать о другом своем неблаговидном поведении.
Далее Сильвио становится известно, что граф женился и переехал с молодой красавицей в поместье Nского уезда. Там он подкараулил графа, пришедшего с прогулки чуть раньше жены и напомнил о своем праве выстрела. Но, не желая, чтобы его действия были похожи на убийство предложил снова тянуть жребий. Графу снова выпало право первого выстрела, но он промахнулся и попал в картину. Тут мнения немного разделилось. Одни товарищи считали, что граф оба раза промахивался намеренно, другие, что в книге явно этого не указано, а сказано, что он переживал за жену, которая могла прийти и все увидеть в любую минуту. Поэтому рука его дрогнула. Жена и вправду пришла, сначала кинулась на шею мужу, затем в ноги Сильвио умоляя не стрелять. Сильвио же видя смятение и робость на лице графа понял, что получил что хотел и, выстрелив в то же отверстие в картине, ушел.
Мы опять вернулись к обсуждению морального облика Сильвио. Он получил что хотел, но, скорее всего не чувствовал себя до конца правым, поэтому не убил. Своим последним выстрелом он показал что он точно бы не промахнулся. Это было что-то вроде поединка Духа — кто дрогнет и испугается, а кто останется на высоте. Долго рассуждали кого считать победившим, а кого проигравшим. И пришли к выводу, что однозначно сказать нельзя, ведь граф и графиня, хоть и вспоминают болезненно этот случай, но не сломались и живут счастливо. Высказывались предположения, что Сильвио и не хотел вовсе убивать, другие говорили, что он конечно же, имел именно такое намерение так как тренировался в стрельбе изо дня в день, но, в последний момент передумал либо поняв, бессмысленность последних лет полных мечтаний о мести, либо, получив наконец какое-то внутреннее успокоение. Он, в итоге тоже не сломался Духом и завершил свой жизненный путь в сражении, в борьбе за свои идеалы.

Мы пришли к мнению, что произведение неоднозначное, и для того чтобы его до конца понять нужно перечитывать и размышлять, чем и предлагаем заняться всем Вам, дорогие читатели!

Tags: Пушкин, выстрел, литературный клуб, русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments