flammalu (flammalu) wrote,
flammalu
flammalu

Category:

"Введение во храм" - фильм митрополита Илариона



Я недавно открыла для себя замечательный цикл фильмов о православной вере митрополита Илариона (Алфеева) "Человек перед Богом". Эти видео содержат в себе основную важную информацию о богослужении, таинствах, устройстве храма и праздниках. В общем, всё что нужно знать о церкви и тем, кто ходит в храм и тем, кто еще собирается в него пойти.

В первом фильме — введение во храм рассказывается о том, что такое храм и как он устроен, что символизирует его облик, убранство и архитектура, как правильно в него войти, куда поставить свечи.

Оказывается храмы, которые строили первые христиане были похожи на корабль (Ноев ковчег) и носили название Базилика. В таком храме верующие обретают спасение двигаясь по волнам житейского моря. Эта традиция дошла и до нас, и если присмотреться к современным храмам, то можно увидеть, что они напоминают корабль. У каждого храма есть нос и корма, своды-паруса под куполом. А увенчивается он крестом, напоминающим и мачту и якорь.

Алтарная апсида всегда указывает строго на Восток — это тоже древняя традиция, имеющая несколько значений. На Востоке был насаждён рай. Христос в писании называется «Солнцем», «Правдой» и «Востоком». Христос распятый смотрел на Запад, а мы, поклоняясь и устремляя взоры к нему обращаемся на Восток. И, наконец, с Востока он явится в свое второе пришествие.

Во второй половине первого тысячелетия на смену Базилике приходит новый тип храма — крестово-купольный, т. е представляет собой крест, увенчанный куполом. И символизирует человека с распростёртыми крестообразно руками.

Все храмы внутри устроены одинаково по византийскому канону. Это здание из трёх частей — алтаря, средней части — собственно храма и притвора (то помещение, куда мы попадаем, переступив порог храма).

Купол в храме (круг) — это символ неба, а квадрат — символ земли. Купол покоится на четырёх парусах, которые нередко подпираются колоннами. В парусах изображаются авторы четырёх евангелий: апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На их евангелиях покоится вера во Христа, распятого и воскресшего.

Когда служба начинается все взгляды прихожан обращаются к Востоку. Здесь расположен иконостас, а за ним алтарь — самое святое место в храме, место особого присутствия божьего. Слово «алтарь» происходит от латинского «высокий», он всегда на 1-2 ступени выше средней части хама. Двери в центре иконостаса в русских храмах называются «царскими вратами». Такое именование, возможно связано с тем, что через них совершается великий вход — символ крестного пути спасителя (царя царствующих). По другой версии, царскими врата стали называть из-за того, что через нах русские государи входили в алтарь при коронации.

За царскими вратами находится завеса, которая задергивается во вне богослужебное время и в некоторые моменты богослужения. Она напоминает о завесе древнего иерусалимского храма, за которую мог заходить первосвященник лишь 1 раз в год, в день очищения. И сегодня алтарь является закрытым помещением, доступ в которое разрешается только тем, кто участвует в богослужении.

Главным видимым отличием русских храмов от их предшественников (византийских) стала форма купола, которая у нас превратилась из полусферы в луковку. Откуда она взялась точно не известно. Некоторые полагают, что она напоминает о языках пламени, которым святой дух снизошёл на апостолов в день пятидесятницы. Или о благодатном огне, сходящим в Иерусалиме на гроб господень.

Универсальный христианский символ — четырёхконечный крест. Но у нас появилась особая традиция, ставить на купола восьмиконечные кресты с двумя дополнительными перекладинами — одна перекладина для ног, другая символизирует табличку с надписью «Иисус Назорей. Царь иудейский.» Внизу креста иногда помещается полумесяц, что, зачастую, неверно понимают как символ превосходства христианства над исламом. На самом деле — полумесяц не является только мусульманским символом. Крест с полумесяцем — не что иное, как якорь — символ спасения для всех находящихся в корабле (церкви христовой). И всё же крест — это всегда символ Христа, — знамя победы над грехом и смертью.

Больше подробностей об этом, а также о том, как правильно креститься и вести себя в храме вы можете узнать, посмотрев видео.


Tags: Митрополит Иларион, введение во храм, православие, религия, устройство храма, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment